Кузьменко
Н.А.-завуч Никольской СШ
Родительское
собрание в предшкольном классе.
Доклад: «Букварь» - первая книга дошкольника».
Общеизвестно, что дети
предшкольного возраста уже психологически сориентированы на обучение. Они
играют «в школу» или «детский сад», обучают кукол и свои любимые игрушки.
Современные дети находятся в окружающем их информационном поле. Они видят
читающих взрослых, названия магазинов, яркие плакаты рекламы. Нужно
поддерживать желание ребёнка общаться с книгой.
«Букварь» - это первая
книга, которая направлена на достижение данной задачи. «Букварь» сориентирован
на то, чтобы помочь ребёнку запомнить буквы, научиться различать звуки и буквы,
понять, как составляются слоги, читать по слогам, а затем уже целыми
предложениями.
С этого года наша школа, в числе 16 школ
республики, проводит апробацию в нулевом классе Букваря.
В ходе обучения преследуются следующие цели:
·
обогащение активного и потенциального
словаря;
·
развитие грамматического строя речи;
·
развитие речи ребёнка;
·
развитие фонематического слуха;
·
обучение звуко-слоговому анализу;
·
развитие мелкой моторики.
К концу учебного года дети научатся:
·
конструировать словосочетания и
предложения;
·
отвечать на вопросы педагога и задавать
вопросы, предполагать и прогнозировать;
·
подробно пересказывать текст с опорой на
зрительные образы;
·
составлять устный рассказ по картинке и
по опорным словам;
·
читать пиктограммы и разгадывать ребусы;
·
дифференцировать понятия «звук» и
«буква»;
·
соотносить звук и букву;
·
выделять звук в слове и определять его
позицию;
·
классифицировать звуки: согласные и
гласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные с последующим
выполнением звукового анализа слова;
·
узнавать и называть буквы русского
алфавита;
·
соединять звуки в слоги и читать простые
предложения;
·
ориентироваться на разлинованном листе
бумаги, различать рабочую строку и межстрочное пространство;
·
выполнять задания в тетради и
графические упражнения, направленные на развитие мелкой моторики руки и
подготовку её к письму: штриховка, обведение по контуру, написание различных
видов линий, элементов букв и печатание букв на листе в клетку.
Родители для достижения
успеха своих детей должны стать союзниками и помощниками учителя. Позвольте ознакомить Вас с основными
методическими приёмами, которые использует учитель при работе по Букварю.
Знание этих подходов поможет Вам правильно организовать помощь ребёнку дома.
При знакомстве со
звуком учитель проводит работу на выделение звука из слова, определяют
местоположение звука в слове, подбирают слова с этим звуком. Дают
характеристику звуку: твердый – мягкий, звонкий – глухой. Буква – это печатный
образ звука. Детям не следует запоминать название буквы. Дети должны
проговаривать звук, обозначаемый данной буквой, кратко, без призвука «э» («Б»,
«П», а не «Бэ» и «Пэ»). Исключать побуквенное чтение, то есть читать плавно,
слогами. Не пытайтесь сразу заставлять ребёнка читать по слогам. Для него
чтение – это нелёгкий труд. Наберитесь терпения, проявляйте ласку и любовь,
спокойствие и уверенность, учите складывать слоги, простейшие слова,
предложения. Дети будут хорошо читать, если они уже хорошо говорят, правильно составляют
предложения в своей речи и фонематический слух развит на должном уровне. Мы
начинаем обучение слоговому чтению с гласных. Гласные – это «поющие» буквы, их
можно пропевать. Сначала составляют сочетания АО, АУ, УА, ОА, ОУ, Далее можно
переходить к составлению слогов с прибавлением твёрдых согласных. Ребёнок
должен пальчиком помогать себе при чтении, проводить дорожки от буквы к букве.
В помощь слоговому чтению в Букваре разработаны
звуко-буквенные домики и схемы.
Научить чтению невозможно без развития речи. С
первых уроков учитель знакомит детей с понятием «слово». Слова соединяют в
предложения. В Букваре много интересных заданий на развитие речи – это и
рассказ по сюжетным картинкам, составление предложений, договаривание
предложений. Правильному произношению
помогают чистоговорки и скороговорки.
Немаловажной задачей является подготовка руки
ребёнка к письму. Развитию мелкой моторики способствуют специальные упражнения:
штриховка, обведение фигуры по контуру, прописывание различных линий и другие.
Важные правила обучения чтению.
Называем звук! При обучении чтению мы можем говорить
«буква Р» или «звук Р», но называем только звук! Не «эР», не «Рэ», а только
«Р»!
Как пишется, так и читается! В русском языке многие буквы могут
произноситься по-разному, в зависимости от размещения буквы в слове и соседних
букв. Взрослые читают орфоэпически – так, как произносится.
Ребенок, когда учится читать, читает только орфографически, т.е. так, как
написано. Значит, и взрослые читают при обучающем чтении орфографически.
Читаем не «кАрова», а «кОрова», не «леФ», а «леВ». Так необходимо
читать, когда ребенок сидит рядом и следит за вашим чтением по книге. Если Вы
просто читаете ребенку книгу, тогда читаете обычным способом.
Учим читать по складам! При обучении чтению любым способом,
приходит время, когда ребенок начинает читать по слогам. Большие и трудные для чтения слоги замедляют
и усложняют процесс обучения чтению. Поэтому лучше читать не по слогам, а
по складам. Есть много книг серии «Читаем по слогам», которые очень любят и
дети, и родители. Вы можете использовать их, разделив слова на склады.
Например, в книге написано: «Лось ест вет-ки и тра-ву». Вы простым карандашом
дополнительно разделяете слова на склады «Ло/сь ес/т ве/т/-ки и т/ра/-ву». Так
ребенку прочитать легче.
Учим буквы не по алфавиту, а в зависимости от частоты употребления и
легкости произношения. В первую очередь учим читать те буквы, которые
нужны для написания знакомых ребенку слов. Это могут быть имя ребенка, имена
родителей , любимая игрушка – все то, что имеет эмоциональную окраску для
ребенка и приятно ему.
Учим слышать! Обучение чтению заключается не только в
прочтении букв. Необходимым умением является развитый фонематический слух. Вот его и надо развивать, учить ребенка
слышать отдельные звуки в речи.
Учим читать только в игре! Конечно, очень удобно посадить ребенка
за стол и сказать: «Читай». Но таким образом Вы можете получить совершенно
другой результат – стойкое отвращение к чтению. Разве этого Вы хотите? Для
обучения чтению используем различные игры с буквами и словами, которые нетрудно придумать и самим.
Время чтения очень ограничено! Если Вы занимаетесь с ребенком, и он
читает первые склады или слова, то время занятия должно быть не более 5-10
минут, даже, если Ваш ребенок уже почти школьник.
Многие родители считают, что
заставляя читать или заниматься ребенка перед школой 30-40 минут, они подготавливают
его к школе, ведь в школе уроки 35-40 минут. На деле все совсем не так.
Несмотря на то, что длительность урока в 0 классе 35 минут, но это не означает,
что все 35 минут дети занимаются каким-то одним делом. На протяжении
урока сменяются разные виды деятельности, проходят игры и физминутки, чего не
делают родители дома. Даже на уроках одним видом деятельности дети занимаются
5-10 минут. Соответственно, и дома надо делать так же.
Главный принцип при обучении чтению – «Не
навреди»! Переучивать
всегда труднее, а привить любовь к чтению, когда у ребенка сложилось стойкое отвращение
к чтению из-за чрезмерных нагрузок или неправильного учения, практически
невозможно. Поэтому при обучении чтению «лучше меньше, да лучше». Исходим
всегда из возможностей и интересов ребенка.
Если Вы хотите научить ребенка читать, соблюдайте эти несложные правила и
результаты Вас обязательно порадуют.
Памятка родителю дошкольника
Важные правила обучения чтению.
Называем звук! При обучении чтению мы можем говорить
«буква Р» или «звук Р», но называем только звук! Не «эР», не «Рэ», а только
«Р»!
Как пишется, так и читается! В русском языке многие буквы могут
произноситься по-разному, в зависимости от размещения буквы в слове и соседних
букв. Взрослые читают орфоэпически – так, как произносится.
Ребенок, когда учится читать, читает только орфографически, т.е. так, как написано.
Значит, и взрослые читают при обучающем чтении орфографически. Читаем не
«кАрова», а «кОрова», не «леФ», а «леВ». Так необходимо читать, когда
ребенок сидит рядом и следит за вашим чтением по книге. Если Вы просто
читаете ребенку книгу, тогда читаете обычным способом.
Учим читать по складам! При обучении чтению любым способом,
приходит время, когда ребенок начинает читать по слогам. Большие и трудные для чтения слоги замедляют
и усложняют процесс обучения чтению. Поэтому лучше читать не по слогам, а
по складам. Есть много книг серии «Читаем по слогам», которые очень любят и
дети, и родители. Вы можете использовать их, разделив слова на склады.
Например, в книге написано: «Лось ест вет-ки и тра-ву». Вы простым карандашом
дополнительно разделяете слова на склады «Ло/сь ес/т ве/т/-ки и т/ра/-ву». Так
ребенку прочитать легче.
Учим буквы не по алфавиту, а в зависимости от частоты употребления и
легкости произношения. В первую очередь учим читать те буквы, которые
нужны для написания знакомых ребенку слов. Это могут быть имя ребенка, имена
родителей , любимая игрушка – все то, что имеет эмоциональную окраску для
ребенка и приятно ему.
Учим слышать! Обучение чтению заключается не только в
прочтении букв. Необходимым умением является развитый фонематический слух. Вот его и надо развивать, учить ребенка
слышать отдельные звуки в речи.
Учим читать только в игре! Конечно, очень удобно посадить ребенка
за стол и сказать: «Читай». Но таким образом Вы можете получить совершенно
другой результат – стойкое отвращение к чтению. Разве этого Вы хотите? Для
обучения чтению используем различные игры с буквами и словами, которые нетрудно придумать и самим.
Время чтения очень ограничено! Если Вы занимаетесь с ребенком, и он
читает первые склады или слова, то время занятия должно быть не более 5-10
минут, даже, если Ваш ребенок уже почти школьник.
Многие родители считают, что
заставляя читать или заниматься ребенка перед школой 30-40 минут, они подготавливают
его к школе, ведь в школе уроки 35-40 минут. На деле все совсем не так.
Несмотря на то, что длительность урока в 0 классе 35 минут, но это не означает,
что все 35 минут дети занимаются каким-то одним делом. На протяжении
урока сменяются разные виды деятельности, проходят игры и физминутки, чего не
делают родители дома. Даже на уроках одним видом деятельности дети занимаются
5-10 минут. Соответственно, и дома надо делать так же.
Главный принцип при обучении чтению – «Не
навреди»! Переучивать
всегда труднее, а привить любовь к чтению, когда у ребенка сложилось стойкое отвращение
к чтению из-за чрезмерных нагрузок или неправильного учения, практически
невозможно. Поэтому при обучении чтению «лучше меньше, да лучше». Исходим
всегда из возможностей и интересов ребенка.
Если Вы хотите научить ребенка читать, соблюдайте эти несложные правила и
результаты Вас обязательно порадуют.